5 июня 2011 г.

"Нечетнокрылый ангел" Павел Челищев. Часть вторая


Искусство все активней раздвигало границы привычных представлений о человеке. То, что раньше воспринималось только как уродство, теперь стало рассматриваться как особенность человеческой природы. Эксцентрика притягивала и завораживала. Выходит фильм Тода Броунинга "Уродцы", где "обитатели человеческого зоопарка" рассматривались исходя из гуманистической концепции мира. И Челищева они интересовали не сами по себе, а как метафоры человеческих душ и характеров. 


 В Америке Павел Челищев уходит все дальше в своем поиске бессмертной души. Его интересует уже не внешняя оболочка предмета, а его объем, пульсация сосудов, свечение ауры. «Сейчас я понимаю, что такое масляная живопись… — говорил он в те годы, — это любовная история между мной и данным полотном». Его серия «Ангельские портреты» напоминает рентгеновские снимки, современники сравнивали их с анатомическим атласом. «Я интересуюсь перспективой внутренней. Проекцией в нас высшего. Стремиться покорить Вселенную бесполезно — прежде всего надо понять самого себя», — пишет он в одном из писем. В пятидесятых он увлекся изображением светящихся спиралей, чем-то напоминающих пунктирное свечение промелькнувшего во времени предмета. Как пишут критики, он заставил неподвижные формы двигаться.
Золотой человек, 1948
Главное открытие Челищева - поиск космической составляющей между человеком и космосом. Некий вселенский модуль. Этот модуль дает новую перспективу, новое зрение. Тогда то, что вверху, - то внизу, то, что большое, - то малое. И таким образом обычная житейская перспектива смещается. 
Феномена (фрагмент), 1938
В Америке им был задуман триптих: ад — чистилище — рай. Ад — это картина «Феномена», выполненная как пирамида с входом, у которого сидит Гертруда Стайн. На полотне много узнаваемых персонажей, в одном из них мы можем увидеть и самого художника. О своем автопортрете Челищев писал: "Это мой двойной автопортрет, где я пишу себя в виде повешенного негра."
  Игра в прятки, 1940-42 
«Чистилище» — это «Игра в прятки», где в гуще ветвей огромного дерева, как мертвые коконы, затерялись маленькие детские фигурки. «Рай» по его замыслу должен был объединять необычные геометрические картины, излучающие сверхъестественный свет, которые он писал в последние годы. Наконец у него все сошлось вместе: занятия медициной и проникновение сквозь ткань предмета внутрь, увлечение математикой — стремление просчитать линию, с помощью которой можно попытаться «ухватить» ускользающее время и жизнь, и сама эта другая жизнь — спираль бесконечности. 
Меркурий
Годы, проведенные в Америке, стали наиболее существенными в творчестве самого мастера и определенной кульминацией в жизни Нью-Йорка. Именно тогда город стал столицей мирового искусства. В 1942 году Музей современного искусства приобрел картину "Игра в прятки". Тогда же музей устроил подробную ретроспективу работ Челищева. Это был пик его карьеры. Как раз в то время начался расцвет абстрактного экспрессионизма, афигуративной живописи. И пожалуй, нет более фигуративного художника, чем Челищев. 
 Солнце
Без творчества Челищева не обходится ни одно исследование искусства 30-40-х годов. Именно здесь он сумел наиболее полно реализоваться. Здесь проходят самые серьезные, принципиальные выставки. Здесь создает свои самые существенные творческие серии. 

По мотивам фильма "Нечетнокрылый ангел" телеканала "Культура"

Комментариев нет:

Отправить комментарий