4 июля 2011 г.

Скалы, впитавшие краску эпох. Доисторическая живопись

Открытие пещерного искусства произошло в конце XIX - начале XX веков. И тогда возник вопрос: почему люди начали рисовать и вырезать на обломках скал изображения людей, животных, эпизоды из жизни. Возможно, это было связано с появлением и совершенствованием орудий труда. Существование религии, охоты, рыболовства в Западной Европе, Африке, Австралии и Южной Америке невозможно было бы доказать без наскальной живописи.
Несмотря на то, что большинство рисунков имеют европейское происхождение, в каждом регионе имеется свой собственный "художественный" стиль. Искусство палеолита в Европе существовало с 40000 до 8000 лет до н. э. Наскальная живопись встречалась в каменном, бронзовом и железном веках, но значимость её упала.
Наскальная живопись палеолита варьируется от примитивных отпечатков пальцев и рук до искусно выполненных трехмерных картин. Большинство "ручных" работ датируются периодом между 40 и 30 тыс. лет до н. э. Они были созданы путем "напыления" красящего вещества, зачастую красной охры, над рукой, приложенной к скале. Примером могут служить рисунки в пещере Куэва-де-лас-Манос в Аргентине.
 Пещера Куэва-де-лас-Манос, Аргентина 

На стене пещеры запечатлены только левые руки, причем только мальчиков-подростков. Из такой избирательности рисунков можно сделать вывод о том, что изображение руки входило в часть обряда посвящения мальчиков в мужчины.
Линейные рисунки встречаются в последующие 10 тыс. лет. Они часто создавались следующим образом: "художник" выдувал из трубки порошок, создавая таким образом пунктирную линию. Чаще всего такие рисунки встречаются в красном, желтом и черном цвете.
 Изображение оленя в пещере Куэва-де-Коваланас, Сантандер, Испания
Помимо наскальных рисунков встречается так называемое "переносное искусство". Его наиболее известным примером являются изображения "Венер", которые находили повсеместно от Пиренеев до Урала. Самую известную Венеру нашли в селении Брассемпуй во Франции. Она считается наиболее ранним реалистичным изображением человеческого лица. Брассемпуйская Венера представляет собой тонко выточенную голову из мамонтовой кости около 4 сантиметров в длину. Датируется она 23 тыс. лет до н. э. 
 Брассемпуйская Венера
 Изображения, нанесенные с помощью штрихов появились 18 тыс. лет назад. Прекрасным примером такой техники являются рисунки в "Черной комнате" в пещере Нио во Франции.
 Изображения в гроте Нио, Франция
Ближе к концу ледникового периода (10 тыс. лет до н. э.) рисунки начинают заполнять цветом, красным или черным, часто с коричневым контуром. Все чаще появляются изображения человека. 
 Полихромный рисунок в пещере Альтамира, Испания
 В следующем тысячелетии изображения становятся все более реалистичными и красочными. 
 Бикорпский человек, пещера Куэвас-де-ла-Аранья, Испания
Доисторическое искусство не привлекало внимания общественности до 1940 года, когда открыли пещеру Ласко. Рисунки в этой пещере стали настоящим откровением для археологов. Впервые в наскальных рисунках была использован символизм.
 Изображения в пещере Ласко, Франция
Окончание ледникового периода привело к изменению способа жизни человека. Вместо вечно ищущего охотника предстает оседлый рыболов-земледелец. Стада зубров и оленей вытесняются прирученным животными. Появляются луки, топоры, рыболовные снасти. Это находит отражение и в наскальном искусстве.
В эпоху неолита пещерные рисунки в Европе перестали появляться. Пробел в изучении наскальной живописи помогают восполнить находки в Африке. Хотя, как утверждает большинство ученых, они относятся к более позднему бронзовому периоду.
Изображения в пещере Лаас Гааль, Сомали 
Если доисторическое искусство в Европе чаще можно встретить в пещерах, то в Африке все наоборот: рисунки зачастую находятся под открытым небом. Север Африки является настоящей сокровищницей наскальной живописи. 
 Рисунки на плато Тассилин-Адджер
На юге Африки также присутствуют интересные образцы доисторического искусства.
Изображения на скале Тсодило, Ботсвана 
В Австралии одной из основных проблем изучения наскальной живописи является то, что аборигены регулярно покрывали скалы с более древние рисунками новыми. В Австралии существовало две техники рисунка: "Мими", схематичные, выполненные тонкими линиями, и рентгеновский стиль с изображениями внутренних органов, показывающий знания анатомии.
 Рисунок в стиле "Мими", национальный парк "Какаду", Австралия
В Америке "пещерное искусство" представлено работами в основном майя и ацтеков. 
 Наскальные изображения в пещере Лоль-Тун, Мексика
Именно из этих простых рисунков древних художников родились все известные нам шедевры живописи. Тот, кто первым нанес краску на скалу, воссоздав этим часть мира, стал соавтором всех последующих картин. Этими рисунками необходимо наслаждаться как и первыми фильмами Люмьеров, первыми фотографиями, первыми книгами. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий