2 июня 2011 г.

"Нечетнокрылый ангел" Павел Челищев. Часть первая


Павел Челищев открыватель новых путей в живописи первой половины ХХ века. Его творчеством восхищались, его боготворили в Европе и США, его называли "русским Дали". В то же время на родине в России имя этого самобытного и талантливого художника мало кому известно. 
В 1919 году он навсегда покинет вместе с армией Деникина родину и никогда уже не вернется. Только в 1958 году его знаменитая картина "Феномена", которая по завещанию мастера была передана в фонд Государственной Третьяковской галереи, тайно попала в Россию в виде свернутой в рулон декорации с балетной труппой Джорджа Баланчина. "Феномена" перекочевала в запасники и пролежала там 40 лет. Только недавно она появилась в постоянной экспозиции. Но и сейчас она удивляет, а подчас и шокирует зрителя, привыкшего к совсем другой живописи. В ней все необычно и непредсказуемо. 
"Феномена" 






Павел Фёдорович Челищев родился в 1898 году 21 сентября в с. Дубровка, где прошли его детство, юность и отрочество. Отец Павла Федоровича, математик по образованию, познакомил его с геометрией Лобачевского, которая привела будущего художника к идее "Внутренней мистической перспективы". 
Еще в ранние годы начал формироваться талант Павла Челищева. В имении Челищевых в Дубровке была оранжерея, куда молодой художник часто наведывался. Он подолгу простаивал над анемонами, которые расцветали даже зимой. Ему казалось, что это глаза, которые на него смотрят, что это сомкнутые уста, которые вот-вот разомкнутся и о чем-то расскажут.
 "Китайская песня", 1932г.
Однажды ранние пейзажи Челищева показали Коровину. Тот сказал: "Мне нечему его учить. Он уже художник".
В 1918 году многодетная семья Челищевых была погружена на подводу и по личному приказу Ленина выселена из их родового имения в с. Дубровка Калужской губернии. Павел отправляется в Киев. Там он занимается у А.А. Экстер и новосозданной Украинской академии художеств. Работает картографом в добровольческой армии Деникина, и в 1919 году принимает решение окончательно покинуть Россию. Так, в 20 лет обрывается пуповина, связывающая Павла с Отечеством.
Челищев следует сначала в Константинополь, затем в Европу. Начинающий художник отправляется покорять Берлин, Лондон и Париж. Живописная слава его началась с картины "Корзинка с клубникой", которую приобрела  Гертруда Стайн. В 1925 году Челищев впервые попадает в ее салон. В молодом русском художнике Г. Стайн увидела мощный энергетический импульс и он сразу вошел в избранное общество.
Вот что пишет Гертруда Стайн в своей знаменитой "Автобиографии Эллис Би Токлас" о Челищеве и неоромантиках: "Этот молодой русский был довольно интересен. Он писал, по крайней мере он так утверждал, цвет который не был цветом и писал три головы в одной. Пикассо уже рисовал три головы в одной. Через некоторое время русский стал писать три фигуры в одной. Был ли он один такой. В каком-то смысле да, хотя у них там была целая группа. Им всем было примерно лет по двадцать шесть. ...Работы этого русского Челищева были самые сильные из всей его группы и самые зрелые и самые интересные".
Вскоре Павла Федоровича заметила другая поэтесса из того же салона Гертруды Стайн - Эдит Ситуэл и тотчас взяла Павла Федоровича к себе в салон. Поначалу Павел был увлечен завораживающей англичанкой, но был готов поддерживать с ней только дружеские отношения. Эдит согласилась на его условия и в течение многих лет оставалось его музой, покровительницей и импресарио.
 
"Сибилла", 1937 
В 1926 Павел Челищев участвовал в первой выставке группы неогуманистов в галерее Друэ. В 1920-е – 30-е писал портреты и фигуры: Гертруда Стайн, Эдит Ситуэл, "Семья композитора Маркевича", "Жонглер", "Голубой клоун", "Клоунесса". Именно в этот период Челищев использует в работе при создании живописных полотен песок и кофе, с их помощью создавая на холсте своеобразные барельефы, что производит на зрителей удивительное, мистическое впечатление. Монохромный цикл живописи Челищева для многих стал неожиданностью. Художник внезапно отказывается от всех цветов, кроме коричневого, серого и черного. Внешним поводом для этого послужила поездка в Африку.
"В ложе", 1931
 "Спящая женщина", 1931
Двойная фигура, 1925-26 
Прежде всего Павел Челищев прославился как оформитель знаменитых дягилевских балетов. В 1928 году по замыслу художника был поставлен балет "Ода". Челищева вдохновило космогоническое творение Ломоносова "Вечернее размышление о божием величестве". Музыка Николая Набокова, двоюродного брата известного писателя, сопровождалась поэтическим текстом Ломоносова. В постановке были задействованы все мыслимые и немыслимые сценические средства, включая фосфорическое свечение и пиротехнические эффекты. Каждое движение танцоров изменяло конфигурацию пространства. 
Спектакль не был принят современниками. По поводу этого Челищев говорил: "Я Вам открыл дверь в Мироздание, в Вечность, а Вы не захотели туда войти!". Успокаивая своего кумира, верная поклонница таланта Павла Челищева Гертруда Стайн говорила: "Придет время. Все увидят и войдут!".
Сцена из балета "Ода", 1928
 В одном из дягилевских балетов Челищев создал образ ангела с крыльями, растущими из груди. Однажды его спросили: "Почему у вашего ангела растут крылья из груди?".  - "А Вы часто видели ангелов? – усмехнулся он, - для того чтобы лететь в пространство n измерений достаточно одного крыла, преломленного во всех пространствах".
Павел Челищев
В сентябре 1928 года в галерее Кларидж состоялась персональная выставка Челищева, которую открывала Эдит Ситуэл как покровительница его на долгие годы. В тридцатые годы Эдит почти все время жила в Париже, чтобы быть рядом с Павлом.
 Эдит Ситуэл, 1928
Когда-то Леонардо открыл "бесконечность вдаль", Челищев устремил свой взгляд вглубь. Оказалось, что человек не менее бесконечен, чем вся Вселенная. Сразу же после "Оды" появляется серия знаменитых Челищевских ассамбляжей. Вот фигура Пенелопы, возникающая из покрывала, которое она ткет днем и распускает ночью. 
Позднее этот прием был подхвачен и растиражирован Дали, но лишь в середине 30-х гг. Хотя работы Дали и выполнены с блестящим артистизмом и неистощимой изобретательностью, они не обладали той философской глубиной, которая была присуща произведениям Челищева. И Павла Федоровича очень расстраивало, что его открытие досталось другому.
А вот так называемые Челищевские обманки:
  Портрет моего отца (Тигр), 1939 
 
Без названия (Мышь),1939
Это не столько сюрреалистические обманки, сколько новое философское зрение "Все во всем".
Предчувствуя наступление фашизма, Челищев покидает Европу. Перед Второй мировой войной он эмигрировал в США, где достиг мировой славы как живописец-сюрреалист.
Часть вторая
По мотивам фильма телеканала "Культура" "Нечетнокрылый ангел" 


Комментариев нет:

Отправить комментарий